Мертвый профессор и обширная проиндийская кампания дезинформации

При цитировании информации активная гиперссылка на evo-rus.com обязательна.

“Это самая крупная сеть, которую мы разоблачили”, – сказал Александр Алафилиппе, исполнительный директор EU DisinfoLab, который провел расследование и опубликовал обширный отчет в среду.

Эта сеть была создана главным образом для того, чтобы дискредитировать Пакистан на международном уровне и повлиять на принятие решений в Совете ООН по правам человека (UNHR) и Европейском парламенте, говорится в заявлении ЕС DisinfoLab.

ЕС Дезинфолаб частично разоблачил сеть в прошлом году, но теперь говорит, что операция гораздо крупнее и более устойчива, чем он сначала подозревал.

Нет никаких доказательств, что сеть связана с правительством Индии, но она в значительной степени полагается на усиление контента, производимого на поддельных СМИ с помощью Asian News International (ANI) – крупнейшей телеграфной службы Индии и ключевого фокуса расследования.

Исследователи ЕС DisinfoLab, базирующиеся в Брюсселе, считают, что целью сети является распространение пропаганды против соседа Индии и соперника Пакистана. Обе страны долгое время стремились контролировать повествование друг против друга.

В прошлом году исследователи обнаружили 265 проиндийских сайтов, работающих в 65 странах, и проследили их происхождение до индийской холдинговой компании Srivastava Group (SG), базирующейся в Дели.

Доклад среды, озаглавленный “индийские Хроники”, показывает, что операция, проводимая SG, распространяется по меньшей мере на 116 стран и нацелена на членов Европейского парламента и Организации Объединенных Наций, поднимая вопросы о том, как много сотрудники ЕС и ООН знали о деятельности SG, и могли ли они сделать больше для противодействия этой деятельности, особенно после прошлогоднего доклада.

Г-н Алафилиппе сказал, что исследователи ЕС DisinfoLab никогда не сталкивались с такой координацией между различными заинтересованными сторонами для распространения дезинформации.

“В течение последних 15 лет, и даже после разоблачения в прошлом году, тот факт, что этой сети удалось работать так эффективно, показывает изощренность и стремление актеров, стоящих за индийскими хрониками”, – сказал он.

“Вам нужно больше, чем несколько компьютеров, чтобы планировать и поддерживать такие действия”, – сказал он.

Исследователи предостерегли от “окончательного приписывания индийских Хроник некоторым конкретным субъектам, таким как индийские разведывательные службы”, без дальнейшего расследования.

Бен Ниммо, эксперт по дезинформационным сетям, сказал Би-би-си, что раскрытая сеть была “одной из самых настойчивых и сложных операций”, которые он видел, но он также опасался приписывать ее конкретному актеру.

Г-н Ниммо, который является директором по исследованиям в компании digital monitoring firm Graphika, привел предыдущие примеры частных крупномасштабных операций троллей. “Только потому, что они большие, это не обязательно означает, что они непосредственно управляются государством”, – сказал он.

Би-би-си обратилась к индийскому правительству за комментариями, но к моменту публикации не получила никакого ответа.

О призраках и несуществующих НПО

Одним из наиболее важных выводов исследования с открытыми исходными кодами было установление прямых связей между группой Шривастава (ГГ) и по меньшей мере 10 аккредитованными ООН НПО, наряду с несколькими другими, которые использовались для продвижения индийских интересов и критики Пакистана на международном уровне.

“В Женеве эти мозговые центры и НПО отвечают за лоббирование, организацию демонстраций, выступления на пресс-конференциях и параллельных мероприятиях ООН, и им часто предоставлялось слово в ООН от имени аккредитованных организаций”, – говорится в докладе.

Расследование показывает, что операция, возглавляемая СГ, началась в конце 2005 года, через несколько месяцев после того, как была создана комиссия ООН по правам человека в ее нынешнем виде.

Одной из конкретных НПО, которая привлекла внимание исследователей, была комиссия по изучению организации мира (КСОП). КСОП была основана в 1930-х годах и получила аккредитацию ООН в 1975 году, но стала неактивной позже, в 1970-х годах.

В ходе расследования установлено, что бывший председатель CSOP – Проф Луи Б сон, один из 20-го века ведущие специалисты в области международного права и Гарвардского юридического факультета-члены за 39 лет – значится под именем Луи Шон как CSOP участник СПЧ сессии в 2007 году и на отдельное мероприятие в Вашингтоне в 2011 году.

Эти списки шокировали исследователей, потому что профессор сон умер в 2006 году.

Авторы посвятили свое исследование памяти профессора, написав, что его имя было “узурпировано злонамеренными участниками этого доклада”. Они сказали, что КСОП “была воскрешена, и ее личность была похищена в 2005 году теми же актерами, которые были изображены в нашем первом расследовании”.

Расследование также показывает, что было несколько сотен проиндийских выступлений со стороны не аккредитованных НПО, которым неоднократно предоставлялось слово в КР ООН от имени аккредитованных организаций, преследующих одну и ту же цель очернить Пакистан.

В других случаях НПО и организации, которые, по-видимому, не имеют никакого отношения к Пакистану или Индии в соответствии с их заявленными целями, получат возможность выступить в Кроон и нацелиться на Пакистан.

В марте 2019 года, во время 40-й сессии UNHRC, United Schools International (USI), еще одна аккредитованная ООН организация, имеющая прямые связи с SG, разрешила использовать свой слот Йоане Бараковой, аналитику-исследователю Амстердамского аналитического центра под названием Европейский фонд южноазиатских исследований (EFSAS).

В ходе заседания г-жа Баракова рассказала о “зверствах, совершенных Пакистаном”. Она сказала Би-би-си, что EFSAS является партнером USI и что она “не несет ответственности за организационную логистику”. Би-би-си не получила никакого ответа, когда она связалась с директором EFSAS, который также представлял USI на той же сессии, чтобы критиковать Пакистан.

Основным информационным агентством, переупаковывающим и повышающим проиндийский контент, связанный с SG, по-видимому, является ANI, основанная в 1971 году, которая описывает себя как “ведущее мультимедийное информационное агентство Южной Азии с более чем 100 бюро в Индии, Южной Азии и по всему миру”. Индийские средства массовой информации, особенно вещательные, процветают на контенте, предоставляемом ANI.

EU DisinfoLab обнаружил по меньшей мере 13 случаев переиздания ANI в основном антипакистанских, а иногда и антикитайских ОП-редов членами Европейского парламента (евродепутатов), первоначально опубликованных на EU Chronicle, одном из поддельных новостных сайтов, связанных с SG.

EU Chronicle родилась в мае этого года, когда EP Today, сайт, отмеченный в предыдущем докладе о дезинформации, был просто прекращен и переименован.

В докладе ЕС DisinfoLab говорится: “актеры, стоящие за операцией, похитили имена других людей, пытались выдать себя за обычные средства массовой информации, такие как наблюдатель ЕС… пользовались бланками Европарламента, регистрировали сайты под аватарами с фальшивыми номерами телефонов, предоставляли фальшивые адреса в ООН, создавали издательства для печати книг принадлежащих им мозговых центров.

“Они использовали слои фальшивых СМИ, которые цитировали и переиздавали друг друга. Они использовали политиков, которые искренне хотели защитить женщин или права меньшинств, чтобы в конечном счете служить геополитическим интересам, и давали платформу крайне правым политикам, когда можно было достичь конвергентных целей.”

Г-н Алафилипп сказал, что информационное агентство ANI используется для придания легитимности всей “операции влияния”, которая полагается “больше на ANI, чем на любой другой канал распространения”, чтобы придать ей “как доверие, так и широкий охват ее содержания”.

Новостные репортажи нашли место во многих основных индийских новостных изданиях и издателях. Исследователи обнаружили, что его содержание было в дальнейшем воспроизведено на более чем 500 поддельных сайтах СМИ в 95 странах.

Демонстрации в Европе, проводимые организациями, связанными с группой Шривастава, также освещались Ани, а также поддельными медиа-сайтами, связанными с SG.

Сосредоточьтесь на ЕС и ООН

Согласно выводам следствия, дезинформационная сеть имела двоякую стратегию распространения влияния.

В Женеве мозговые центры и НПО отвечали за лоббирование и протесты, а также выступали в Кроон от имени аккредитованных организаций.

В Брюсселе основное внимание уделялось депутатам Европарламента, которых брали в международные поездки и просили написать “эксклюзивные” ОП-Реды для фальшивых изданий, таких как EU Chronicle, которые затем усиливались с помощью ANI, обнаружили исследователи.

Группа депутатов Европарламента регулярно фигурирует в расследовании. Один из них, французский евродепутат Тьерри Мариани, написал две статьи для журнала EU Chronicle, а также участвовал в спорном визите в управляемый Индией Кашмир в прошлом году.

“Если индийское правительство стоит за газетой [EU Chronicle], то это не моя проблема”,-заявил Би-би-си г-н Мариани, член крайне правого Национального митинга Франции.

Отвечая на вопрос, что ЕС делает для борьбы с дезинформационными сетями, пресс-секретарь ЕС по иностранным делам Питер Стано указал на действия, предпринятые для разоблачения ЕР сегодня в прошлом году.

“Разоблачение дезинформации и тех, кто ее распространяет, является одним из наших главных инструментов”, – сказал он Би-би-си. -Мы будем продолжать идентифицировать их и вызывать.”

Но он сказал, что бельгийские власти должны ответить на вопросы о финансах и прозрачности НПО, зарегистрированных в Брюсселе.

Роландо Гомес, пресс-секретарь комиссии ООН по правам человека, сказал Би-би-си, что прерогатива НПО заключается в том, чтобы поднимать любой вопрос, который они хотят затронуть, и кому бы они ни предоставили место для выступления.

“Нет никаких правил, устанавливающих, что НПО должны говорить по конкретным вопросам. Это было бы равносильно посягательству на их свободу слова”, – сказал г-н Гомес.

Гэри Мачадо, управляющий директор EU DisinfoLab, сказал, что, по его мнению, приглушенная реакция на раскрытие дезинформационной сети была отчасти вызвана тем, что она “явно управлялась индийскими заинтересованными сторонами”.

– Представьте себе, если бы та же операция проводилась Китаем или Россией. Как, по-вашему, отреагировал бы мир? Вероятно, с международным возмущением, что приведет к общественным расследованиям и, возможно, санкциям”, – сказал он Би-би-си.

Но названная в докладе деятельность евродепутатов вызвала критику со стороны некоторых их коллег.

Евродепутат Даниэль Фрейнд от зеленых заявил, что коллеги-члены должны заявить о своей деятельности.

“За последние годы было зафиксировано по меньшей мере 24 нарушения правил. Ни одно нарушение не было санкционировано. Так что нет никакого стимула уважать правила, когда самое худшее, что может случиться, – это подать заявление после того, как вас поймали”, – сказал он.

Еще один член Европарламента, который не хотел быть назван, сказал, что евродепутаты, вносящие вклад в такие сайты, как Хроники ЕС, были определены как “туристы выборов”.

“Разношерстная группа депутатов Европарламента со дна парламентской бочки, которые предпочитают путешествовать в спонсируемых поездках сомнительных правительств, а не инвестировать в свой мандат”, – сказал евродепутат Би-би-си. “То, как пиар-трюки с такими людьми могут быть даже задуманы как полезные, сбивает с толку.”

Наше издание подготовило вопросы Ани и девяти другим депутатам Европарламента, которые написали статьи для “Хроники ЕС” и посетили Индию, Бангладеш и Мальдивы, но не получили ответа.

Что дальше?

Расследования прошлого и нынешнего годов показывают, что человек по имени Анкит Шривастава находится в центре всей глобальной операции, которая была раскрыта. Более 400 доменных имен были куплены через личный адрес электронной почты г-на Шриваставы или через адреса электронной почты, принадлежащие его организациям, как установило расследование ЕС DisinfoLab.

Затем идет дело о таинственной технической фирме “Аглая”, принадлежащей SG. Его веб-сайт был недоступен по крайней мере с февраля этого года, но в прошлом компания рекламировала продукты для “хакерских/шпионских инструментов” и “услуг информационной войны”.

В рекламной брошюре Аглая упоминала о способности ” подрывать репутацию на уровне страны “и описывала некоторые из ее услуг как”кибер-ядерное оружие”. В интервью журналу Forbes в 2017 году человек по имени Анкур Шривастава заявил, что он”продался только индийским спецслужбам”.

Неясно, какое отношение он имеет к Анкиту Шриваставе, если вообще имеет.

Третий Шривастава, по-видимому, доктор Прамила Шривастава, председатель группы и мать Анкита Шриваставы.

Д-р Харшиндар Каур, педиатр из индийского штата Пенджаб, рассказала исследователям ЕС DisinfoLab, что в 2009 году она была приглашена в ЦК ООН в Женеве, чтобы прочитать лекцию о женском детоубийстве, когда ей угрожала женщина по имени д-р п. Шривастава, которая утверждала, что является “очень высокопоставленным правительственным чиновником из Индии”.

Доктор Каур сказал Би-би-си, что это Прамила Шривастава угрожала ей.

Би-би-си отправила Анкиту Шриваставе электронное письмо с просьбой ответить на это и другие утверждения в докладе, но ответа не получила. Когда Би-би-си посетила офис фирмы в Делийском анклаве Сафдарджунг, сотрудники там не отвечали на вопросы.

Что может произойти с сетью, или как она может развиваться, в свете последнего расследования неясно.

Авторы индийских Хроник говорят, что их выводы “должны послужить призывом к действиям для лиц, принимающих решения, чтобы создать соответствующие рамки для наказания субъектов, злоупотребляющих международными институтами”.

Мы считаем, что должны быть последствия для дезинформации, и мы ожидаем, что будут предприняты необходимые меры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»